Общественное объединение — «Всероссийский Электропрофсоюз»
Утверждена
Постановлением II Пленума ВРК «Электропрофсоюз»
12 апреля 2006 года
Изменения и дополнения внесены:
Постановлением III Пленума Центрального комитета ВЭП
01 сентября 2011 года
СТРАТЕГИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ — «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПРОФСОЮЗ»
ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Москва, 2011 год
Оглавление.
I.Предпосылки формирования Стратегии.
II.Миссия Профсоюза. Цели Стратегии и задачи по ее реализации.
а) Миссия.
б) Цели.
в) Задачи.
- Выявление общих и особенных интересов Работников на отраслевом и территориальном уровнях, а также на уровне организаций и предприятий.
- Изучение рынка труда с целью определения цены предложения рабочей силы.
- Формирование согласованной позиции и солидарных действий Профсоюза и Работников по основным вопросам социально-трудовых отношений. Определение общих подходов во взаимодействии с социальными партнерами.
- Расширение сферы совместных интересов Работников и Профсоюза их социальными партнерами. Увеличение заинтересованности Работодателей в развитии социального партнерства и повышении качества жизни Работников.
- Взаимодействие Профсоюза с иными представителями Работников в сфере социального партнерства.
- Формирование отношений с органами власти.
- Участие в формировании корпоративных стандартов социально-трудовых отношений в организациях и на предприятиях.
- Выработка критериев эффективности системы социально-трудовых отношений в организациях и на предприятиях электроэнергетики, электротехники и торфяной промышленности. Осуществление контроля исполнения сторонами социального партнерства совместных решений.
III. Заключение.
Предпосылки формирования Стратегии[1].
Переход Российской Федерации на рыночный путь развития экономики поставил новые задачи в сфере социально-трудовых отношений.
Современная Россия развивается следуя жестким принципам рыночной экономики, идет по капиталистическому пути, на котором неизбежны противоречия между трудом и капиталом.
Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве инструмента регулирования и совершенствования трудовых отношений определил социальное партнерство – систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23 ТК РФ).
Сложившаяся система социального партнерства в электроэнергетике, электротехнике, энергостроительстве и торфяной промышленности отражает специфику этих отраслей:
В электроэнергетике:
— наличие свободного рынка электрической энергии и мощности при государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;
— необходимость поддержания высокой технологической дисциплины, обусловленная высокой социальной значимостью отрасли для экономики и граждан страны и связанные с этим повышенные требования законодательства в сфере труда;
— наличие межрегиональных и холдинговых вертикально — интегрированных энергетических компаний, объединений работодателей и единого Профсоюза, представляющего интересы большинства Работников отрасли;
— наличие самостоятельных энергетических, энергосервисных и ремонтных компаний, не входящих в объединения работодателей, но имеющих первичные профсоюзные организации ВЭП.
В электротехнике:
— отсутствие централизованного регулирования, рыночное определение объемов производства и цены производимой продукции;
— отсутствие общероссийского отраслевого объединения Работодателей электротехнической отрасли и вхождение части Работодателей электроэнергетики в объединение Работодателей машиностроения, лишь частично отражающего специфические интересы и возможности организаций электротехники;
— разнородность организаций электротехники по видам выпускаемой продукции, их экономико-финансовым возможностям определяет специфику возможностей Профсоюза, представляющего интересы большинства Работников отрасли;
— отсутствие взаимодействия Профсоюза с Ассоциациями производителей по видам электротехнической продукции.
В энергостроительстве:
— не распространение отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на работников строительных организаций, занятых на строительстве объектов электроэнергетики;
— значительное снижение объемов строительно-монтажных работ на объектах электроэнергетики;
— создание новых инжиниринговых компаний;
— ограниченные возможности Профсоюза по оказанию влияния на социально-экономическую ситуацию в строительных организациях из-за их малочисленности или отсутствия в них первичных профсоюзных организаций.
В торфяной промышленности:
— наличие рыночных механизмов определения объемов и цены производимой продукции;
— существенное сокращение спроса на торф, закрытие и перепрофилирование многих предприятий;
— ограниченное влияние Профсоюза вследствие малочисленности профсоюзного членства в торфяной промышленности.
Эти и ряд других обстоятельств, сформировали особые традиции и стандарты отношений Работников и Работодателей и их представителей, как сторон социального партнерства в соответствующих отраслях экономики.
Реформирование электроэнергетики, уменьшение доли государственного регулирования естественной монополии, дальнейшее развитие рыночных отношений создают объективные предпосылки для переосмысления и совершенствования сложившихся в отрасли трудовых отношений с учетом происходящих перемен в отраслях.
В новых условиях особое значение приобретает согласованность инициативы Профсоюза, направленной на развитие социального партнерства и
отстаивание интересов Работников[2] с пониманием и учетом законных интересов Работодателей[3].
Заинтересовать партнеров в своей инициативе и при этом отстоять свои интересы – в этом заключается смысл развития социального партнерства для Работников и их Представителей[4].
Наши взаимоотношения с социальными партнерами и, прежде всего, с Общероссийским объединением работодателей электроэнергетики, весьма многогранны и непросты.
Работники заинтересованы в развитии производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности, создании высокоэффективных рабочих мест, как инструмента для наиболее полного удовлетворения их интересов. При этом Работники рассчитывают на взаимопонимание и открытость сторон социального партнерства и приветствуют Работодателей, ведущих социально–ответственный бизнес, готовых к конструктивному диалогу в рамках социального партнерства.
Всемерно стремясь к развитию и углублению социального партнерства, Работники не отказываются от иных законных методов реализации своих интересов.
II. Миссия Профсоюза. Цели Стратегии и задачи по ее реализации.
а) Миссия.
Вхождение экономики в рыночные отношения, складывающаяся в стране система трудовых отношений Работника и Работодателя, формирование рынка труда требует от Профсоюза не только глубокого знания интересов Работников, наращивания усилий по их отстаиванию, но и осознания своего места и роли на рынке труда, как оптового продавца рабочей силы.
Только нередко мы по-разному видим пути достижения заявляемых целей. Конкретные интересы работодателей и профсоюза расходятся. Капитал по своей природе стремится к минимизации затрат на рабочую силу, а профсоюзы, представляя интересы наемных работников, стремятся ее дороже продать. Но с нашими аргументами считаются только тогда, когда в нас видят серьезную организацию, где едины не только функционеры, а организацию, которую поддерживают и считают своей широкие массы трудящихся.
Социальное партнерство предоставляет Профсоюзу и другим сторонам социально-трудовых отношений возможность сформировать цивилизованный, социально ориентированный рынок труда.
Это определяет Миссию Профсоюза:
Представление и защита на рынке труда интересов членов Профсоюза и уполномочивших его Работников путем согласования их интересов с интересами социальных партнеров, направленных на повышение эффективности работы предприятий и организаций соответствующих отраслей, достижение социальной стабильности и достойного уровня жизни Работников.
б) Цели.
В рамках реализации Миссии Профсоюз ставит перед собой следующие цели:
— установление и формализация[5] общих и особенных интересов Работников в сфере социально – трудовых отношений;
— определение цены предложения рабочей силы на рынке труда;
— создание системы мониторинга и оценки эффективности трудовых отношений и системы социального партнерства;
— совершенствование существующих и формирование новых форм социального партнерства;
— развитие трудовых отношений, как инструмента повышения производительности труда и эффективности организаций электроэнергетики, электротехники и торфяной промышленности в целях роста уровня заработной платы и повышения качества жизни Работников;
— соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и других действующих социальных стандартов.
в) Задачи.
Достижение заявленных целей требует от Профсоюза и его структурных подразделений проявления инициативы в решении следующих задач, направленных на реализацию интересов Работников:
1. Выявление общих и особенных интересов Работников на отраслевом и территориальном уровнях, а также на уровне предприятий и организаций отрасли.
Происходящие изменения в электроэнергетике (реформирование, появление новых субъектов, смена структуры собственников, переход генерации и сбыта электроэнергии и тепла на рыночные механизмы регулирования цены), электротехнике (активное развитие отдельных направлений отрасли, появление транснациональных компаний в качестве собственников организаций и предприятий электротехники, рост прибыльности бизнеса) и торфяной отрасли (продолжающийся спад производства, снижение доли рентабельных предприятий) сочетаются с изменением роли государства в решении социальных проблем граждан.
Все это оказывает существенное влияние на социально–трудовые отношения, характер и уровень социального партнерства, интересы, как Работника, так и Работодателя.
Сложившаяся система выявления и обобщения интересов Работников не достаточно полно отражает их общие и особенные интересы, не всегда правильно группирует их по уровням социального партнерства – отраслевому, территориальному и уровню предприятия, организации.
Необходимо создать систему формализованных[6] процедур, позволяющую структурным подразделениям Профсоюза получать, обобщать и отстаивать на различных уровнях социального партнерства соответствующие интересы Работников в ходе переговоров с представителями сторон социального партнерства.
Внедрение гибкой системы формализованных процедур позволит Профсоюзу более эффективно осуществлять защиту интересов Работников на всех уровнях социального партнерства, учитывая при этом законные интересы других сторон переговорного процесса.
2. Изучение рынка труда с целью определения цены предложения рабочей силы.
Рынок труда образовался и развивается на базе изначально заниженной цены рабочей силы, отражающей реалии прежней социально-экономической системы, когда действовали существенные социальные льготы для Работника в виде возможности предоставления бесплатного жилья, медицинского обслуживания, образования, доступного оздоровления и отдыха.
Существующий в настоящее время рынок труда ограничен рамками муниципального и отчасти территориального (в пределах одного субъекта Федерации или нескольких смежных муниципальных образований) спроса и предложения рабочей силы. Федеральный (отраслевой) рынок труда практически отсутствует вследствие не мобильности рабочей силы. Негативно сказывается на развитии цивилизованных социально-трудовых отношений наличие «неформального» («серого») сектора рынка труда, появление «заемного» труда.
Нет сомнения в том, что нас ждет продолжение реструктуризации, которая пока охватывала только крупные энергокомпании, где имеются возможности одновременного действия нескольких коллективных договоров. Рынок труда подвержен непрерывным и существенным изменениям, связанным с неравномерностью притока новой рабочей силы, снижением рождаемости и продолжительности жизни граждан, возрастанием спроса на квалифицированных работников и конкуренции между работодателями за их закрепление на производстве.
Несмотря на то, что в ходе оптимизации численности Работников существенно сократилось количество рабочих мест, в организациях продолжается процесс старения кадров, появляется дефицит работников, возрастает текучесть среди высококвалифицированных рабочих вследствие наличия более выгодных предложений.
Реагируя на быстроменяющийся рынок труда каждая из сторон социально-трудовых отношений руководствуется собственными интересами, но, при этом, должна учитывать интересы других сторон социального партнерства.
Отсутствие у профсоюза и его структурных подразделений достоверной информации о муниципальном, региональном и федеральном рынках труда не позволяет Профсоюзу сформировать полное представление об имеющихся у него возможностях и проблемах во взаимоотношениях с Работодателями, объективно определить цену рабочей силы на оптовом рынке труда.
Необходимо разработать и реализовать систему информационного мониторинга рынка труда, в том числе его неформального («серого») сектора, создать достоверную информационную базу для анализа тенденций развития рынка с учетом кадрового обеспечения организаций и предприятий.
Реализация этой задачи позволит Профсоюзу и его структурным подразделениям на равных с другими сторонами социального партнерства оценивать объективную оптовую цену рабочей силы на муниципальном, региональном и отраслевом уровнях.
3. Формирование согласованной позиции и солидарных действий Профсоюза и Работников по основным вопросам социально-трудовых отношений. Определение общих подходов во взаимодействии с социальными партнерами.
В настоящее время обмен информацией между структурными подразделениями Профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений весьма ограничен. Имеет место нежелание отдельных структурных подразделений Профсоюза публично извещать о достигнутых результатах социального партнерства, что неоправданно в условиях налаживания взаимной информированности по вопросам социально-трудовых отношений между Работодателями в рамках отраслевых объединений.
Механизм согласования общей позиции Профсоюза в целом с его структурными подразделениями по ключевым вопросам социально-трудовых отношений громоздок и неэффективен. В нем присутствует субъективизм структурных подразделений Профсоюза, трансформирующих в ряде случаев действительные интересы Работников.
Недостаточно обеспечены организационными и финансовыми ресурсами солидарные действия Профсоюза в целом, его структурных подразделений и Работников по вопросам социально-трудовых отношений.
Обобщая все позитивное, что наработано в территориальных, первичных профсоюзных организациях, необходимо переходить к единому, но многоплановому информационному полю ВЭП.
Необходимо создать быстродействующий механизм обмена информацией для выработки консолидированной позиции структурных подразделений Профсоюза, подкрепленный необходимыми организационными и финансовыми ресурсами, обеспечивающий проведение солидарных действий Профсоюза и Работников в рамках действующего законодательства.
Создание такого механизма возможно только при взаимодействии всех структурных подразделений Профсоюза на основе единства принципов и подходов, понятных и принятых Работниками.
Результатом решения этой задачи станет создание системы взаимодействия Профсоюза, его структурных подразделений и Работников, обеспечивающей возможность более эффективной защиты интересов Работников при выстраивании отношений с Работодателями, их представителями, органами государственной и муниципальной власти.
4. Расширение сферы совместных интересов Работников и Профсоюза с их социальными партнерами. Увеличение заинтересованности Работодателей в развитии социального партнерства и повышении качества жизни Работников.
В настоящее время выявлен и в практике взаимоотношений зафиксирован ряд общих интересов Работников, Работодателей и органов власти. Углубление социального партнерства, развитие социально – ответственного бизнеса, более глубокое понимание Работниками и их представителями смысла рыночных преобразований и их влияния на социально – трудовые отношения позволяет вести поиск новых зон совпадения интересов социальных партнеров.
Решение данной задачи предполагает выявление как общих, так и особенных интересов социальных партнеров, анализ сложившихся отношений между Работниками и Работодателями. В рамках данной задачи предполагается разработка Профсоюзом предложений, понятных сторонам социального партнерства и имеющих для них взаимную экономическую выгоду, в том числе и для стороны Работодателей. Особое направление социального партнерства – поддержка и развитие более глубоких отношений с социально- ориентированными Работодателями, стремящимися повысить эффективность и конкурентоспособность организаций и предприятий на основе повышения качества жизни Работников.
Без настойчивого поиска новых направлений развития социального партнерства на взаимовыгодных условиях, расширения доверия и понимания интересов каждой из сторон не могут быть цивилизованно решены ни вопросы развития организаций и предприятий (в том числе и увеличения прибыли их собственников), ни вопросы повышения уровня жизни Работников.
5. Взаимодействие Профсоюза с иными представителями Работников в сфере социального партнерства.
Учитывая, что для Работодателей приоритетной стороной взаимодействия в трудовых отношениях остаются Работники, они намерены сотрудничать не только с Профсоюзом, но и иными представителями Работников (организациями и неформальными объединениями), представляющими групповые интересы Работников.
Для Профсоюза, как наиболее массовой организации Работников, взаимодействие с неформальными объединениями Работников также имеет большое значение, так как позволяет выявлять специфические интересы Работников — участников данных объединений и вырабатывать общую с ними позицию в рамках социального партнерства.
Решение этой задачи делает необходимым для Профсоюза усиление работы по вовлечению в профсоюз все большего числа Работников, активизацию участия Профсоюза в деятельности неформальных объединений работников, что, в конечном счете, позволит еще больше консолидировать позицию Работников во взаимодействии с Работодателями.
6. Формирование отношений с органами власти.
Важной задачей Профсоюза и его структурных подразделений является создание системы эффективных взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне по вопросам совершенствования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
У органов власти, как субъектов социального партнерства, имеются свои интересы, совпадающие или не совпадающие с интересами других сторон социального партнерства. Их выявление и учет в ходе реализации социального партнерства может обеспечить дополнительные возможности Профсоюзу в защите интересов Работников.
Особенностью отношений Профсоюза с органами законодательной власти всех уровней должно стать лоббирование интересов Работников на уровне законодательного регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюз выступает за такое законодательство, которое в должной мере защищает интересы Работников и дает определенные преимущества тем Работодателям, которые ведут социально-ответственный бизнес, решают социальные проблемы Работников цивилизованно, в рамках согласованных с Профсоюзом социально-трудовых стандартов.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию побуждает Профсоюз и его структурные подразделения на выстраивание согласованной с Работодателем системы отношений с регулирующими органами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Реализация данного направления обеспечивает взаимный интерес Работников и Работодателей по гарантированному включению в состав тарифа на электрическую и тепловую энергию полного объема затрат на расходы, связанные с оплатой труда, льготами и гарантиями, предусмотренными в Отраслевом тарифном соглашении и коллективных договорах. Профсоюз должен не только поддерживать в данном вопросе позицию Работодателя, но и осуществлять контроль за реализацией принятых решений.
Необходимо также выстроить взаимоотношения Профсоюза в целом и его структурных подразделений с органами по труду и занятости, особенно в условиях нестабильного развития экономики, непрерывных преобразований и реформирования, влекущих за собой массовое высвобождение Работников.
Налаживание взаимодействия в рамках социального партнерства между Профсоюзом, Работодателями и органами власти должно способствовать созданию новых рабочих мест и трудоустройству высвобождаемых Работников.
В конечном счете, Профсоюзу предстоит выстраивать такие отношения с органами власти, которые бы стимулировали ее к принятию законодательства, обеспечивающего через налоговые и другие льготы преференции социально-ответственным Работодателям, а также постепенный переход социально-трудовых отношений в России на международные стандарты.
7. Участие в формировании корпоративных стандартов социально-трудовых отношений в организациях и на предприятиях.
Наличие многообразия зафиксированных в коллективных договорах и соглашениях норм и показателей, характеризующих с одной стороны уровень социально-трудовых отношений, а с другой стороны уровень финансово-экономического состояния организаций и предприятий – реалии сегодняшнего состояния социального партнерства в отраслях.
Важнейшими объединяющими нормативными актами, определяющими минимально допустимый уровень оплаты труда, льгот и гарантий, являются отраслевые тарифные соглашения. Однако, значительная часть организаций и предприятий в силу финансово-экономических возможностей и сложившихся традиций включает в коллективные договоры более высокие нормы льгот и социальных гарантий. Распространение их опыта возможно через принятие отраслевых стандартов социально-трудовых отношений, призванных стать системой ценностей, способствующих развитию общих интересов Работников и Работодателей отрасли в зависимости от уровня их экономического развития.
Участие представителей всех сторон социального партнерства в разработке стандартов социально-трудовых отношений позволит обеспечить, с одной стороны, достойный уровень жизни каждого, даже самого низкооплачиваемого Работника и его семьи, а с другой стороны, стимулировать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности и эффективности работы организаций и предприятий отраслей, повышение спроса на произведенную ими продукцию.
В основу системы отраслевых стандартов социально-трудовых отношений должен быть положен стандарт оплаты труда, учитывающий помимо квалификации и вклада в производство не только все необходимые потребности работника и членов его семьи, но и рост цен на товары и услуги, инфляцию и т.д. Профсоюз в целом и его структурные подразделения должны проводить работу, направленную на постепенное приближение минимальных отраслевых стандартов оплаты труда к уровню международно-признанных стандартов оплаты труда.
Разработка и внедрение отраслевых стандартов социально-трудовых отношений позволит Профсоюзу совместно с представителями Работодателей улучшить контроль выполнения достигнутых в ходе социального партнерства соглашений и договоренностей, реально повысить защищенность Работников в социально-трудовых отношениях с не социально-ответственными Работодателями.
Наличие согласованных стандартов обеспечит проведение единой политики во взаимодействии Работников и Работодателей и их представителей, позволит разработать комплекс типовых документов, упрощающих процедуру переговоров по заключению отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.
Отдельным направлением при решении данной задачи является постоянное взаимодействие Профсоюза и его структурных подразделений со средствами массовой информации по обеспечению информационного сопровождения развития социального партнерства и внедрения стандартов социально-трудовых отношений.
8. Выработка критериев эффективности системы социально-трудовых отношений в организациях и на предприятиях электроэнергетики, электротехники и торфяной промышленности. Осуществление контроля исполнения сторонами социального партнерства совместных решений.
Решение данной задачи потребует разработки критериев, обеспечивающих сравнительный анализ и оценку эффективности взаимодействия Профсоюза с представителями сторон социального партнерства, а также проведение сравнительного анализа состояния социально-трудовых отношений в смежных отраслях (ТЭК, атомная энергетика, коммунальная энергетика, машиностроение, добывающие отрасли экономики) и с международными стандартами.
Выполнение поставленной задачи потребует создания информационных систем, обеспечивающих получение и передачу достоверных сведений о состоянии социально-трудовых отношений и социального партнерства. Необходимо также изучение отечественного и зарубежного опыта в этой сфере и проведение научных разработок.
Результатом реализации данной задачи должно стать создание системы анализа, позволяющей своевременно выявлять и устранять условия и причины, препятствующие нормальному функционированию и развитию социального партнерства и социально-трудовых отношений в электроэнергетике, электротехнике и торфяной промышленности.
III. Заключение.
Настоящая Стратегия закладывает основу для создания и реализации Профсоюзом в целом и его структурными подразделениями программ развития социального партнерства.
Профсоюз считает социальное партнерство главным инструментом обеспечения цивилизованного развития электроэнергетики, электротехнической и торфяной отраслей промышленности, повышения конкурентоспособности и эффективности работы организаций и предприятий при достижении в ходе взаимодействия сторон социального партнерства рационального баланса их интересов.
Стратегия будет положена в основу деятельности Профсоюза и его структурных подразделений, доведена до сведения Работников.
Центральный комитет ВЭП, как постоянно действующий руководящий орган Профсоюза, будет всячески содействовать реализации Стратегии путем оказания информационной и методической поддержки структурным подразделениям Профсоюза, разработки рекомендаций и положений, обучения профсоюзных кадров и актива.
В результате реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Стратегией, предполагается достижение следующих результатов:
— повышение уровня и качества жизни Работников – одного из основных условий стабильного развития энергетики, электротехники и торфяной промышленности, их организаций и предприятий в рыночных условиях;
— развитие в электроэнергетике, электротехнике и торфяной промышленности социально-ориентированного бизнеса;
— формирование цивилизованного рынка труда и создание условий для его развития;
— укрепление авторитета Профсоюза как стабильного, социально-ответственного партнера в развитии и совершенствовании социально-трудовых отношений;
— переход социально-трудовых отношений в России и отрасли на международные стандарты.
[1] Здесь и далее под «Стратегией» понимается Стратегия Общественного объединения — «Всероссийский Электропрофсоюз» по развитию социального партнерства.
[2] Здесь и далее под «Работниками» понимаются члены профсоюза и лица его уполномочившие отстаивать свои социально-трудовые интересы, работающие на предприятиях и в организациях электроэнергетики, электротехники и торфяной промышленности
[3] Здесь и далее под «Работодателями» понимаются юридические лица, вид деятельности которых относится к электроэнергетике, электротехнике и торфяной промышленности.
[4] Здесь и далее под «Представителем» Работников понимается Общественное объединение – «Всероссийский Электропрофсоюз» и его структурные подразделения.
[5] Под «формализацией» понимается придание интересам Работников конкретного цифрового и иного выражения, способного стать основой для переговоров сторон социального партнерства.
[6] В данном и аналогичных случаях под термином «формализованных» понимаются описанные определенным регламентом, технологично отработанные и сведенные к заполнению конкретных бланков и форм процедуры.